Движки и кнут ностальгии: Обзор Anniversary Collection Arcade Classics
Что-то я определённо подсел на всякого рода олдскул, причём не на современные игры в ретро-виде, а на самые настоящие переиздания проектов восьмидесятых. И немного девяностых. Так, сборник аркадных игр от SNK оперативно сменился другим — Anniversary Collection Arcade Classics от компании Konami, который выглядит очень бедненьким по сравнению с упомянутым «конкурентом», ввиду в три раза меньшего количества игр, но доставляет удовольствия не меньше, а жжения в области пониже спины — определённо побольше. И тут есть платиновый кубок, а не унылые 100%! Хоть он не настолько сложен, как кажется, и в наличии есть очередная чит-система, пусть похуже офигенной возможности отмотать игру на 10-30 секунд.
Но обо всём по порядку!
Сегодня компания Konami представляет собой, в лице бывалого игрока и консольщика, довольно жалкое зрелище — некогда одно из величайших издательств, растерявшее и погубившее практически все свои франшизы. Но на самом деле финансовые дела компании идут только в гору, потому что мобильные игры и индустрия казино-автоматов патинко приносят очень большие деньги, зачастую побольше, чем крупные консольные релизы. Возможно, руководство компании решило сдать позиции по части новинок, но вспомнило, что у Konami есть один из самых больших в игровой индустрии багажей превосходных релизов, любимых миллионами игроков и по сей день, на которых эти самые миллионы и выросли. А иногда к ним и современные игроки приобщаются.
Конечно, это всё мои догадки, но они могут и попасть в цель. Или чиркнуть её, хотя бы. Ведь не просто так Konami в течение месяца выпускает сразу две аркадные коллекции — Arcade Classics и Castlevania Anniversary Collection, и готовит на лето Contra Anniversary Collection — к своему 50-летию, причём обе содержат весьма культовые игры… хоть некоторые из них в 2019 году играются с большим трудом. Как и в случае с коллекцией от SNK, я долго сомневался, стоит ли браться за ретро-коллекцию игр, да ещё и усложнённых версий с аркадных машин, но взявшись ни разу не пожалел. Две ночи прошли для меня полными детского угара и воспоминаний о былых деньгах, когда мы с одноклассниками зависали в Life Force на замечательной 8-игровке для Dendy, как превозмогали все трудности и ругались из-за «нечестного распределения апгрейдов», выпадающих из противников.
Первым делом я начал играть в Haunted Castle, которую по ошибке посчитал самой первой игрой в серии Castlevania, но это, естественно, не так. Проект является ответвлением, вышедшим после первой части оригинальной франшизы, однако он был первой игрой серии, вышедшей для аркадных автоматов. Начало игры забавное и простое: идут к алтарю Саймон Бельмонт и его прекрасная избранница, Селена, как вдруг налетает мрачный Дракула и уносит девчонку в далёкие края, где располагается его тёмный-тёмный замок! Сразу после этого и начинается наше приключение через несколько уровней, ведущих к замку легендарного кровососа.
Игровой процесс полностью соответствует классическим «Кастлам»: Саймон умеет лупить кнутом, по пути он может сменить его на булаву или меч, которые наносят больше урона, но уступают кнуту в длине и аутентичности. Также по пути мы собираем всяческое оружие второстепенного типа: бомбы, останавливающие время часы, бумеранги и кресты. Я нашёл часы самым удобным второстепенным предметом, и прошёл всю игру с ними, даже перестав прибегать к системе «сохранил-загрузил», о которой подробнее скажу под конец обзора. Удивительно, но прохождение этой старой и очень неуклюжей аркады доставило мне немало удовольствия, даже на фоне купленной недавно двухигровки с переизданиями великолепных Symphony of the Night и Rondo of Blood.
После прохождения Haunted Castle, завис в игру, которую считаю одной из лучших на этом сборнике — Nemesis, она же первый Gradius. Простенький в реализации, но очень сложный и стильный скроллинговый шутер. Лучше него только продолжения — Life Force и ****** Venture, представленные на этом сборнике. Жаль, тут нет всех частей Gradius, включая вышедшую в 1997 году Parodius. Надеюсь, когда-нибудь такой сборник тоже появится на PlayStation 4. Все эти три игры можно описать сразу: скролл-шутеры, в которых мы управляем кораблём под названием «Вик Вайпер», вооружённым обычными снарядами и способным к эволюции путём сбора усиливающих предметов.
В отличие от версий для NES, с которыми знакомо большинство отечественных игроков из 8-битной эпохи, Gradius и его продолжения на аркадных автоматах отличались не только повышенной сложностью, но и классным элементом игрового процесса: «ручной» прокачкой. Внизу экрана есть шкала с несколькими делениями, в которых указан апгрейд. Каждая поднятая красная сфера смещает подсветку ячейки слева-направо, а нажатием кнопки «Квадрат» мы можем активировать подсвеченный в данный момент апгрейд. Таким образом, «самолётик» апгрейдится не случайным образом, а по велению руки игрока. Хотим сначала сделать акцент на создание боевых спутников? Легко. В первую очередь важна скорость? Да пожалуйста.
Недостаток же Nemesis заключается в однообразии боссов. Вплоть до финального они все одинаковые, и отличаются только цветом и одной-двумя минутами «испытания» прямо перед встречей с ними. Обычно эти испытания заключаются в истреблении и избегании столкновений со множеством предметов, врагов и пуль. В Life Force, она же Salamander, всё стало куда лучше — боссы разнообразнее, появились уровни, в которых мы летим не слева-направо, а и сверху-вниз. Наконец, к лазеру добавили моё любимое оружие — расширяющиеся в диаметре кольца. Прям как сверхзвуковые пушки в Dune II! В ****** Venture вообще сказка: в начале игры можно выбрать последовательность доступных апгрейдов и вид щита, который будет активироваться в случае выбора последней ячейки.
Потом переключился на зрелищную и графически самую крутую на сборнике Thunder Cross. Был осчастливлен, но вскоре наступило и разочарование. Дело в том, что на эмуляторах я проходил версию японского региона, а Arcade Collection нам подсунули американскую, пережившую печальное вмешательство разработчиков во имя западного рынка. Как это бывало в те времена, аркадных автоматов и игровых консолей третьего и четвёртого поколений (8-ми и 16-битные системы), западные версии наоборот усложнялись, а не облегчались, как сейчас. И в те годы ещё не существовало шутки про «всегда найдётся азиат», и азиатские игроки не считались невероятными «харкорщиками». Иные западные игры, прибывая в Страну восходящего солнца, облегчались, чтобы местным игрокам было легче познать все их пиксельные прелести.
Так вот, на сборнике записана североамериканская версия Thunder Cross, да ещё и версия Set 2, в которой вырезали часть контента, изменили порядок уровней и добавили минимум два нелепых новшества, одно из которых способно взять и разорвать десяток нервных клеток сразу. Первое — из традиционных для скролл-шутеров группок противников, оставляющих после уничтожения какой-то павер-ап, начали выпадать буквы «В», ничего не апгрейдят, потому что большинство апгрейдов просто вырезали из игры. Ни вам бумерангов, ни хвостового лазера, ни повышения скорости. Вообще. Эти буквы просто добавляют 5к в общий счёт, облегчая получения трофея. Ведь все трофеи в этом сборнике связаны с накоплением определённого количества очков в играх. Второе — квадратный подонок, выпускающий веер пуль и один самонаводящийся снаряд, от которого в 90% случаев просто невозможно увернуться. Приходится либо использовать «Малыша», испепеляющего всё на экране, от противников до снарядов, либо умирать молодым. Другая проблема этой игры — лаги. Она реально начинает дико плыть. Вот пример:
И таких ситуаций во время прохождения случается очень немало, причём на PlayStation 4 Pro со включённой опцией форсирования железа. В целом Thunder Cross скорее разочаровала, хотя её картинка и игровой процесс очень хороши. Почему решили запихнуть в сборник именно западную версию Set 2 для MAME, вместо оригинальной первой версии — не знаю. И почему было сложно добавить выбор региона, а также ряд других аркадных настроек, чтобы создать более аутентичные ощущения от прохождения аркад на сборнике — тоже понятия не имею. Но уверен, что зря решили сделать именно так. После прохождения Thunder Cross, взялся я за Typhoon, и основательно протащился. Это очень классная игра даже сегодня, позволяющая управлять самолётом с видом сзади, и вертолётом с видом сверху и вертикальным скроллингом. Интересные уровни и боссы, высокая сложность, много усилителей и коварнейшие враги, особенно в вертолётных сегментах. Кайф, рекомендую!
Несколько слов стоит сказать и об оставшихся двух играх, разительно отличающихся от всех остальных своим антуражем и исполнением. Игра Scramble может когда-то и была хитовой, что лично меня очень удивит, но она явно категорически скучная и короткая. Мы управляем кораблём, сошедшим с детского рисунка, на котором не солнечный круг и небо вокруг, а типичная рисованная ракета с иллюминаторами, стреляющая шариками и выпускающая бомбы. Эта ракета летит слева-направо должна уничтожать расположенные на поверхности баки с горючим, чтобы восполнять его, а также отбиваться от противников. Проходится это добро примерно за 5 минут, так как состоит ровно из одного уровня, последняя секция которого — ад и содомия. Нам нужно провести корабль по небольшому лабиринту из узких проходов, успевая вовремя маневрировать, поскольку экран постоянно надвигается.
Последний проект называется Twin Bee и представляет собой яркий вертикальный скроллинговый шутер, в котором наша «пчёлка» стреляет перед собой и бросает бомбы. На удивление неплохой проект, но долго зависать в него не интересно. Когда проходил, думал, что набрать нужно количество очков будет очень сложно, а потом оказалось, что выбиваемые колокола, которыми можно жонглировать при помощи выстрелов, дают от 500 до 10000 очков за раз… Смотреть Порно Украина бесплатно. поэтому получил золотой трофей в начале второго этапа и выключил игру. Она так и осталась единственной на сборнике, которую я не прошёл.
О чём ещё хочется сказать — платиновый кубок. Требования некоторых трофеев звучат так, словно их произнёс сам дьявол, причём своим самым похмельным голосом, после нескольких суток увеселительных утех с вавилонской блудницей. Но на самом деле список категорически не сбалансирован, а если игроку не лень раз в несколько минут сохраняться в удобных случаях, а затем перегружать этот сейв, в случае неудачи — можно одолеть все требования за одну ночь. Самым дурацким трофеем вынужден признать кубок за достижение 150,000 очков в игре Scramble. Для этого её надо пройти 7-8 раз подряд, потому что за одно прохождение получается 20-25к. Ну 30к, если играть уж совсем идеально. А сама по себе игра жутко старая и не интересная аркада с видом сбоку… ну я выше всё о ней написал.
Ах да, в настройках (индивидуальны для каждой игры по нажатию сенсорной панели) можно вот так растянуть экран в любой игре, но лучше этого не делать:
Самый классный трофей, который заставил меня реально попотеть, это 300,000 очков в Nemesis. А ещё он единственный, ради которого нужно пройти игру практически полностью, получил нужное количество очков в двух экранах от финального босса, и это при прохождении без смертей. Сама по себе игра довольно непростая, а проходил я её, намеренно не пользуясь трюком «сохранил-загрузил». Его я вообще использовал только в трёх играх из восьми: Haunted Castle, потому что летучие мыши меня бесят, Twin Bee и Scramble, потому что эти аркады очень… хм, своеобразные, и прохождение последней 7-8 раз подряд на ограниченных жизнях очень спорное мероприятие. Классику от мира Gradius — собственно Nemesis, Life Force (Salamander) и ****** Venture, со скрипом, ругательствами и невероятным душем из ностальгии, я прошёл без читерских приёмчиков и получил просто максимум кайфа. Потрясающие игры моего детства.
В целом, коллекция этих игр рассчитана строго на поклонников скроллинговых шутеров, тех, кто с искренним восторгом по сей день вспоминает, как залипал с одноклассниками в Life Force на 8-битке, как пытался пройти первый Gradius, и удивлялся внезапно возросшей сложности знакомых игр, если добирался до их аркадных оригиналов. Если вы не являетесь таким человеком, лучше проходите мимо новой аркадной коллекции от Konami. Я же, воспользовавшись кодом для PlayStation 4 и получив платиновый кубок, отправился в eShop и купил сборник для Nintendo Switch. Не знаю, стану ли вновь играть, но поддержать инициативу Konami по переизданию классики 30-летней давности захотелось. Я не верю в будущие проекты этой компании, но точно знаю, что в эпоху аркадных машин и 8-битных систем она была одной из моих любимых производителей игр и издателей. А это дорогого стоит.
75 Anniversary Collection Arcade Classics — яркое напоминание о тех временах, когда Konami была великой компанией, дарящей радость игрокам на аркадных автоматах и домашних консолях. Огорчает лишь, что семь из восьми представленных здесь игр — скролл-шутеры, однако ностальгирующие поклонники жанра, на которых и рассчитана коллекция, останутся чертовски довольны. Это хорошая ретро-коллекция, хоть цену её стоит уполовинить.
Обзор написан по цифровой версии сборника для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.
Видео игрового процесса симулятора управления рестораном Cook, Serve, Delicious! 2!!
Xbox Free Play Days: The Crew 2 и Gears of War 4
Творческая головоломка Claybook про создание целых миров из глины выйдет на Switch 12 марта
[Слух] Новый Assassin’s Creed отправит нас в эпоху викингов, драккаров и разграбленных церквей